Научно-креативная программа «Иной Контин(г)ент» - Главная
Russian
   

Навигация по сайту  

   

База знаний  

   

Авторизация (получите больше информации)  

   

Скайп - контакт  

Мой статус

   

Map

   
   

«ИноКонт»: поиск решений, адекватных Будущему (статья в ж. Реальная экономика", №20, 2011)





Лейтмотив ИноКонта

Лейтмотив многого того, что кроется за названием "Иной Контин(г)ент".

Слышащий да обрящет!

ИнДжем: проектная импровизация

Обсудим несколько необычную, казалось бы, музыкальную метафору применительно к развитию проектной среды ИноКонт.

... Еще издалека доносятся звуки джаза: там Мастера своего дела разгоняют и перемежают свою импровизацию новыми вариациями, бережно удерживая общую тему. Интригует, нельзя не присоединиться, - думает очередной Входящий. В "зале" нет "наблюдателей": кто-то уже отыграл свою партию и в сторонке с близкими по духу прорабатывает пойманную тему=идею, кто-то еще лишь ждет своего шанса-выхода, подкрепляя силы и вникая в звучащую мелодию и подгадывая уместный момент, чтобы сменить на подиуме того Мастера, чей "инструмент" ему ближе по квалификации=компетенции... Процесс этот бесконечен, уже и не помнят многие, с какой темы=мелодии вообще все началось, но всех объединяет доверие и интригующая неповторимость происходящего: обновление составов "на подиуме" гарантирует креативность, налаженная инфраструктура - надежную регистрацию авторских решений, их трансляцию вовне ("коммерциализацию")... А постоянная смена участников (=вахтовое присутствие, как в Санта-Фэ и т.п.) только придает всему вечное движение, анти-застойность и т.п. Широкая системная аналогия позволит любому сочинить к этому массу новых ассоциаций. Ясно, что R&D так нигде в техно-, науко- и т.п. парках не развивалась, но и инноград ведь задумывается как своего рода орг-инновация.

Чем ведь сильна "музыка"?! В ней (при прочих равных):

 

Обсуждение проблем архитектурных школ (ЦДАрх, 1.06.11 г)


В связи с состоявшимся 1 июня 2011 года в Центральном Доме Архитектора заседанием круглого стола, от Программы "ИноКонт" были даны следующие ответы в предложенном опросе:


Нужно ли вузу иметь и предоставлять студенту (абитуриенту) концепцию построения курса высшего образования и взаимосвязь различных предметов между собой?

Обязательно, но не замыкаться при выработке концепций на "профессиональном сообществе", т.к. сущность системы изнутри не изменить, необходимо понимание процессов с метауровня. Например, "современная архитектура" не учитывает тенденций становления планетонавтики, где назревает запрос к созданию уже не городов даже, а ПОСЕЛЕНИЙ.

Нужно ли вузу иметь онлайн-ресурс, предназначенный для официальной систематической публикации студенческих проектов?

Да. Идет время "копилефта" с открытыми базами знаний. И архитекторы вполне могут стать первыми в разрушении догматов пресловутых "авторских прав", гробящих проектный диалог в корне.


Какова роль цифровых технологий в сегодняшнем архитектурном образовании?

Чудес они не принесли, не следует преувеличивать их роль. Главное сегодня - семантическое проектирование в открытых сетях. При этом умение "думать образами от рук" (графикой ли, музыкой ли, пластикой и т.п.) - ценнейшее качество творца любого поколения.

Насколько реалистичным, готовым к постройке должен быть студенческий курсовой проект?

Нужно чередовать оба подхода в разных проектах:

  • формировать продуманные концепции, свободное мышление, художественную выразительность;
  • быть компетентным в применении нормативной базы.


Одним из способов решения такой дилеммы могут быть т.н. "виртуальные полигоны" (открытого доступа), как тендерные площадки для последующей апробации лучших проектных решений в натуре. Рейтингование - при участии всех уместных.

Когда и как полно нужно знакомить студентов с современными тенденциями в архитектуре и искусстве?

Изучать "традицию и новацию" стоило бы непрерывно с акцентом на семантической значимости различных течений, приучать к культуре восприятия цивилизации как волнового процесса и поиска своего вклада в эту гармонию.

Отвечают ли навыки и возможности выпускников потребностям профессионального сообщества?

Школа наставничества крайне важна. Причем традицию эту стоит закладывать изначально: старшие курсы курируют младших, аспиранты - старших и т.д. Все это - без келейности, в открытой конкурсной среде, по рейтингу (см. выше).

На что, прежде всего, стоит обратить внимание при подготовке архитекторов?

1. Метко спозиционироваться (перед вызовами будущего):

  • главное "действующее лицо" - СЕМЬЯ, а не персона;
  • создавать среду жизнедеятельности не "за другого человека" (вместО него), а вместЕ с ним;
  • впредь будут важны даже не "города", а "поселения (автономность узла в глобальной сети)". Прежнюю модальность "город-крепость" сменяет "поселение - нейрон", где уже Иные акценты: становление поселений на "диалоге" друг с другом (диффузия) вместо прежнего противопоставления (отстройки конкурентной, дискретности) + топология поселений (вкл. генплан) будет определяться границами идентичности семантической, а не ресурсно-властной.

2. Отсюда - проблемы общего языка как со смежными дисциплинами, так и внутри "профессионального сообщества" и с разными поколениями. Этого можно ожидать лишь в случает перехода на язык смыслов (семантику), не ограничиваясь современным догматом семиотики и атрибутивного мышления.

3. Среди урбанистов и архитекторов, на мой взгляд, с "рисовальщиками" проблем нет, есть "дефицит внятности": важно развивать культуру вопрошания и формирования "проектных заданий" во всестороннем (кстати, международном в т.ч.) диалоге. Последнему будет способствовать язык эсперанто.




По итогам Круглого стола:

Из "записей на манжете" (от Тоно Болеви):

  • На озвученные вопросы у футуродизайна и планетонавтики пока нет готовых решений, они и сами еще в зачаточном состоянии.
  • Другое дело, что в поиске ответов опираемся на прогноз-педагогику
  • Ясно: "картина замылена". Тогда - по Гёделю: если реально хотеть менять систему, то не изнутри, а с метауровня. Т.е. понимать, какие именно внешние вызовы (за рамками "профессионального сообщества") могут эти перемены породить.
  • Разрыв поколений - оче=виден. Настоящих буйных среди молодежи не перевелось, но аксакалы настоль утомлены собой, что не "догоняют мысль".
  • Открытые фонды проектов: несомненно на wiki-платформе и в связке с базой знаний (всех кафедр).
  • Предпроектные исследования: через семантическое проектирование + альянс-кульман.
  • Город третьего тысячелетия: уже не "крепость", а "нейро-поселение": урбанистика получает реванш
  • Общая проблема - отсутствие культуры проектного диалога; не только междисциплинарного, но и между поколениями и функциональными стратами.
  • Учиться выдавать проектные задания.
  • Корень бед - инфантильность философских и т.п. гуманитарных кафедр: не начетничество нужно, а картины мира и методологическая прививка с ранних курсов...



Новая романтика? Или новая эстетика?!

Крупные события человечество испокон веков сопровождает возникновением новых эстетических форм: поэты слагают стихи, музыканты находят новые мелодии, живописцы и графики - извлекают самобытные изобразительные приемы и т.д. Когда эти события носят тектонический характер, затрагивая глубинные социальные и культурные процессы, говорят о самобытной романтике, узнаваемой и через многие поколения...

К примеру, прорыв человечества в космос стал ярким событием и вызвал бурю эмоций и размышлений у множества людей; равнодушных было немного. Время "заказных" парадных реляций типа "слышишь сердце стучит - БАМ" и т.п. вроде миновало, а взамен ничего нового не обрели, с ностальгическим стоном вслушиваясь-вчитываясь-вглядываясь-... в отголоски былых "вот, новый поворот".

Для нас же вопрос неизбежен: так способна ли хоть толика идей ИноКонта всколыхнуть сознание современников настолько, чтобы смоглось "вспомнить себя" и вновь потянуться к кисти, роялю, блокноту ли для новых откровений души?

 
   
© 2018 - "InoCont"; info@inocont.net